Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья

     Большое теоретическое и практическое значение имеет разработанное Е.Г.Осовским новое направление в развитии отечественной педагогики – педагогика Российского Зарубежья. 

     Данное направление не просто углубляет и развивает отдельные аспекты проблем истории школы и педагогики России, но и оформляет его в качестве новой отрасли педагогического знания. Ефим Григорьевич Осовский определил методологические основы, задачи, факторы, стимулирующие развитие педагогики Российского Зарубежья, ее особенности и направления развития, значение изучения педагогической культуры Российского Зарубежья для современной теории и образовательной практики, возрождения идеи русской школы и ее практического воплощения в жизнь.
   

     Е.Г.Осовский выделил основные направления развития педагогической мысли в эмиграции, ее особенности, дал периодизацию и пути развития. Научно-теоретические и практико-ориентированные искания Ефима Григорьевича отличались смелостью в постановке острых проблем педагогики Российского Зарубежья, умением отказаться от устаревших положений, синтезировать достижения в области философии, социологии, культурологии и других, смежных с педагогикой, наук. Его методологические основы исследования проблем педагогики Российского Зарубежья ориентируют ученых на необходимость овладения высокой культурой научного анализа, преодоления одномерного, однозначного восприятия. В процессе становления педагогики Российского Зарубежья как новой отрасли педагогической науки большую роль сыграло утверждение Ефима Григорьевича о педагогическом наследии Российского Зарубежья как неотъемлемой части многовековой истории образования России, как составляющей ее культуры.

     Е.Г.Осовский определил ведущие факторы развития новой отрасли знания. К числу таких факторов относятся: общественно-педагогическое движение эмиграции как уникальный социальный и педагогический феномен; возникновение в начале 20-х годов центров педагогической эмиграции; общеэмигрантские педагогические съезды; педагогическая журналистика в эмиграции; изучение педагогических инноваций Западной Европы и Америки; практические нужды возникшей в эмиграции русской школы и др.
 

     Ефим Григорьевич Осовский создал целую школу исследователей проблем педагогики Российского Зарубежья, ученики которой продолжают работать в данном направлении.