Год учителя

 

21 января 2010 года в Санкт-Петербурге в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена состоялась торжественная церемония открытия Года Учителя - 2010 в Российской Федерации. В ее работе приняли участие более 600 человек из 80 регионов страны.

"Это мероприятие не просто дань уважения учительской профессии, - подчеркнул открывший торжественную церемонию Президент России Дмитрий Медведев. - Мы рассчитываем, что 2010 год станет годом серьезной модернизации образования, годом позитивных перемен. Пора обобщить все те эксперименты, которые велись на протяжении последних лет".

Он отметил, что сейчас отечественная школа приступает к реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Ее суть состоит в создании образовательных учреждений, способных раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать у них интерес к учебе, создавать условия, адекватные требованиям современной жизни. Именно сегодня, после активного обсуждения педагогической общественностью страны, Дмитрий Медведев утвердил образовательную инициативу "Наша новая школа".

Президент также отметил, что отечественная система образования накопила уникальный педагогический опыт, важно не растерять его. В то же время сейчас, благодаря когорте талантливых педагогов, складываются новые традиции обучения и воспитания.

"Задача государства - повышать престиж учительского туда. Разумеется, это непросто. Наша деятельность не должна быть кампанейщиной, результатов за короткое время не достигнешь. Год Учителя - это лишь удобный повод дать старт этой работе", - убежден Президент.

Дмитрий Медведев выразил озабоченность тем, что в школах России работает всего лишь 7-12 процентов молодых преподавателей. "Привлечение молодых специалистов - наш приоритет. Школа должна наполниться энергией молодых", - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Одна из причин подобной ситуации - недостаточный уровень зарплаты, который не соответствует уровню ответственности учительского труда. Дмитрий Медведев пообещал, что в течение трех лет будет завершен переход на нормативно-подушевую систему оплаты труда, которая ориентирована, прежде всего, на результат. Успешность такой системы уже доказана в 31 регионе России, где она сейчас реализуется.

Развитие учительского потенциала требует изменений в программах повышения квалификации и совершенствования аттестации педагогических и управленческих кадров. "Сейчас принципиально обновлены квалификационные требования, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции", - отметил Президент. Он сделал акцент на том, что не должно быть никаких бюрократических препятствий для тех учителей, которые хотели бы досрочно подтвердить уровень свой квалификации.

Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко в своём выступлении подчеркнул, что для учителя нужно создавать максимально комфортные условия, что "заработная плата учителя должна быть не ниже, чем в среднем по экономике региона".

Министр отметил, что надеется на поддержку ректоров, чтобы создавать в ведущих вузах курсы повышения квалификации учителей. "Это мощный стимул для учителей учиться, а для их учеников - выбрать эти вузы для поступления. Вузы должны идти в школы", - отметил Министр и подчеркнул, что через 3-4 года число студентов в российских вузах уменьшится примерно вдвое, что связано с демографическими проблемами. "Надо, чтобы ученики шли в лучшие вузы и чтобы в этих вузах обязательно учили учителей". А возвращаясь к теме заработной платы учителей, Фурсенко подчеркнул, что "хорошие преподаватели должны получать больше, а плохим не место в школе".

Говоря о Едином государственном экзамене, Андрей Фурсенко отметил, что он нуждается в изменениях, но "базовые вещи должны остаться, и никто это не ставит под сомнение". Министр отметил и роль возрождения олимпиад, которые позволяют выявить талантливых детей и в определенной степени играют роль профильного экзамена. Дополнительные возможности школьникам проявить себя даст и введение системы портфолио, над которой сейчас идет работа. "Создание портфолио даст дополнительные возможности ребятам еще с самого начала обучения в школе проявить себя и впоследствии подготовиться к поступлению в вуз", - отметил Андрей Фурсенко и подчеркнул, что "не надо подменять систему образования подготовкой к Единому госэкзамену, баланс необходимо перенести на процесс образования - интересный и цельный сам по себе".

Андрей Фурсенко подчеркнул, что в обществе необходима постоянная дискуссия о системе образования, о проблемах и путях их решения.

Профессиональный кодекс учителя (проект, Санкт-Петербург, 21-22 января 2010г.) 

 

Наша новая школа